МБОУ ЦО № 38
город Тула

Учитель Вашкина Лариса Владимировна

Личная страничка учителя географии
Вашкиной   Ларисы Владимировны.

«Цель обучения ребенка состоит в том,
 чтобы сделать его спосо6ным развиваться дальше без помощи учителя»
К.Д. Ушинский

Центр образования, в котором я работаю последние двадцать два года из тридцатилетнего педагогического стажа, реализует программу развития системно - деятельностного подхода и фундаментальных основ содержания общего образования. 
Основная цель – воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина современной России.  
Главная задача – развитие личности ученика, которое определяется в современных требованиях формирования универсальных учебных действий.  
Ожидаемые результаты реализации программы развития - соответствие образовательного уровня выпускника основным запросам современного общества.
    С учетом своего педагогического опыта могу отметить, что особую значимость в формировании такого выпускника приобретают уроки географии. Обучении географии способствует овладению учащимися навыков и умений использования географических знаний и инструментария современной географической науки для анализа, обобщения и систематизации разнообразной информации, а также освоению начальных подходов к прогнозированию, оценке, моделированию, проектированию природной, хозяйственной и экологической ситуации в конкретных регионах. Данная наука помогает учащимся в овладении трудными для понимания понятиями и развивает интерес к учебе, снабжает их доступом к информации и источникам знаний, а также удовлетворяет индивидуальные запросы учащихся. Современные образовательные технологии помогут повысить уровень обучения и улучшить успеваемость каждого ученика.  С 2018 года в ходе ежедневной деятельности я работаю над методической темой «Обучение учащихся географии с применением учебно-исследовательской деятельности». 
Главное для меня – в начале каждого урока видеть неподдельный интерес со стороны учеников к новой теме, к новой информации, к заданиям нового типа.  Со своими наработками по данной теме я выступала перед коллегами школы на педагогических советах :«Исследовательская и проектная деятельность обучающихся в обучении географии и предметов регионального компонента».  Принимаю активное участие в работе методического объединения учителей географии и биологии, выступала с докладом «Исследовательская и проектная деятельность обучающихся – основа формирования ключевых компетенции в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». Провожу элективные курсы по своим авторским программам: «Гео-тур по России»  и «Великие русские путешественники: имена, открытия, судьбы» Это помогает детям лучше познакомиться с новыми технологиями, позволяет развивать умение грамотно работать с различными видами информации, учит оформлять результаты исследовательской и проектной деятельности в виде презентаций, буклетов, что очень сложно сделать в рамках одного обычного урока. Использую разнообразные организационные формы краеведческой деятельности, приведенные в целенаправленную систему, что существенно повышает её результативность. Так, в июне 2022 года, со своим классом в течении недели находилась на территории турбазы «Вертикаль»  в Венёвском районе, где в рамках полевой практики проводила экскурсии, тренинги по ориентированию, уроки выживания, прививала ребятам правила ЗОЖ. С целью создания условий для воспитания нравственно и физически здорового, социально адаптированного гражданина России проводила открытые уроки: «Демидовы - основоположники российской металлургии», «Многообразие  тульской фауны», «Узловая – особая экономическая зона»
Новые ФГОС обязывают учителя использовать в образовательном процессе информационно – коммуникационные технологии, в частности, дистанционное обучение с применением цифровых образовательных платформ. В своей работу использовала «ЯКласс», «РЭШ», «Сферум». Но как географу, наиболее полезной оказалась платформа «Инфоурок». .
На протяжении многих лет веду кружковую работу не только по предмету. Мною была разработана программа дополнительного образования «Увлекательный мир игры «Что? Где? Когда?». Команда школы неоднократно становилась победителем районных, призёрами городских турниров, дважды обладателем «Кубка Вызова ТулГУ» и участниками взрослого турнира  среди команд Центральной России « Ultima Thule».
Анализируя свои педагогическую деятельность, отмечу, что в своей повседневной работе я стараюсь повысить эффективность каждого урока, увеличить их практическую направленность. Считаю необходимым создание ситуации успеха для каждого учащегося. Полагаю, что обучение может быть успешным, если есть мотив и интерес. Поэтому на уроках прибегаю к использованию разнообразных форм организации учащихся:
Уроки-соревнования, игры:
Гео-квесты.
Ролевая игра.
Ротация станций.
Кейс- урок.
Уроки, основывающиеся на развитии творческих и коммуникативных способностей:
Урок – мониторинг.
Урок – архивный поиск.
Урок – путешествие.
Урок – репортаж.
Урок – ТРИЗ.
Урок- проект.
Эти формы уроков развивают личность ребенка, прививают интерес к предмету, создают положительно психологическую атмосферу, активизируют учебную работу, создают условия для самореализации учащихся. Но такие уроки требуют больше сил и времени для подготовки.
Использование игровых технологий позволяет развивать творческие способности учащихся. Играя, ученики ставят творческие задачи, в решении которых им помогают знания, умения, воображение, выдумка. Примерами использования игровых технологий стали квест-урок по темам “Биосфера”, “Гидросфера” в 6 классе, урок-путешествие по теме “Сфера услуг в городе Тула” в 9 классе и др. Популярны среди моих учеников 9-х классов информационные мониторинги политических и экономических событий России, материал для которых они готовят сами и с каким энтузиазмом! Команда моих учеников не случайно получила Диплом за I место в «Географическом брейн-ринге» на V всероссийском экологическом слёте юных полярников «Наша планета»; Дипломы за 2 и 3 места на международной олимпиаде им. Льва  Демешко.
Моя работа с родителями основана на гуманистическом стиле общения, уважительном и требовательном отношении семьи и школы к обучающемуся, умении конструктивно подходить к разрешению конфликтов. Сотрудничество с родителями плодотворно влияет на воспитание детей. Считаю, что только заинтересованность родителей, их участие помогают мне в разработке и проведении классных внеурочных мероприятиях, и в «Разговорах о важном». В своих выступлениях на родительских собраниях стараюсь приобщить родителей к воспитанию в детях ответственного отношения к учению, развитию осознанной потребности в изучении предметов и негативных факторов, влияющих на поведение обучающихся. Родители всегда в курсе успеваемости школьников. При определении психологической атмосферы в ученическом и педагогическом коллективах, где я работаю, было отмечено следующее: как педагог, я постоянно нахожусь в контакте с обучающимися, родителями, преподавателями и администрацией школы. Для обучения выбираю дружеский тон, стремлюсь удовлетворить требование каждого ученика путём доверия, уважения и открытости. Как классный руководитель 8Г класса и учитель, я заинтересована в делах и планах каждого ребёнка, объективно оцениваю интеллектуальные, творческие способности ребёнка, поощряю его инициативу, самостоятельность. Всегда стараюсь помочь в решении проблемных, спорных вопросов совместно с коллегой - психологом школы, с которым нахожусь в ежедневном контакте. Это и анализ психолого-педагогической  карты, и работа с «Планами-дневниками наблюдений», и анализ результатов тестирования.
В своей работе использую: симпатию, уважение, взаимодействие, доверие. Психологическая атмосфера в классах, где я работаю, обеспечивает эмоциональное благополучие обучающихся. При проведении психолого–педагогических исследований отмечено, что ребята окрашивают мои уроки в активные тёплые цвета и дают положительные оценки в мой адрес. На основании изучения моего взаимоотношения с коллегами (использована методика – Оценка социально – психологического климата в коллективе) могу отметить следующее: у меня много товарищей по работе, которые меня ценят и уважают. При необходимости всегда стараюсь поддержать молодых коллег и словом, и делом. Делюсь опытом работы классного руководителя, так как на данный момент имею шесть выпускных классов.  Стимулирующими факторами в моей работе являются: обучение на курсах, творческие мероприятия, занятия самообразованием, возможность получения признания в коллективе. 
Являюсь членом муниципальной предметной комиссии по экспертной оценке олимпиадных заданий школьного этапа ВСОШ.
Результатом признания успешности моей деятельности считаю получение Диплома победителя Всероссийской олимпиады «Педагогический успех» в номинации «Профессиональная компетентность учителя географии в условиях ФГОС»  в 2020 году,   получение очередной «Почётной грамоты», «Благодарственных писем» от Управления образования администрации города Тулы за подготовку призёров муниципального этапа ВСОШ и «Почётной грамоты» от Министерства Просвещения РФ от18.09.2020 года.